Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Этот вопрос беспокоит многих родителей. Сегодня речь пойдет о тех семьях, чьи дети только начали свое обучение и тех, дети которых обучаются несколько дольше. Давайте попробуем разобраться с этим вместе. Я могу поделиться лишь тем, с чем лично я сталкивалась в своей консультативной практике. Естественно, я буду говорить обобщенно, но каждый должен помнить о том, что каждая семья, психика каждого ребенка — это уникальная единица. Даже, если вы согласитесь с одной из тех причин, которые я приведу ниже, в жизни она «звучит» по-разному, а соответственно привносит свой собственный оттенок во взаимоотношения с окружающими и со школой в том числе.

Одной из причин является недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка или особенности формирования мыслительного процесса, или возможности понимания обращенной речи, или особенности связанные со вниманием и запоминанием… Даже, если при осмотре ребенка перед школой, в карте у вас стоит «здоров» — это еще не значит что все сильно хорошо. Здесь важно понимать, что даже, если у ребенка нет выраженных психиатрических и неврологических нарушений, одни процессы, в рамках развития, могут формироваться с опережением, а другие могут даже немного запаздывать, и на общем фоне все как бы выравнивается. Наверное, поэтому не специалист может что-то такое упустить из вида. Критика у подобных детей, в основном сохранна, то есть они понимают, что они в чем-то не успевают за другими, в чем-то они отличаются, в чем-то хуже, но сделать ничего с этим не могут, потому как этот процесс не подконтролен. И тогда становится понятным, что ребенок не хочет ходить в школу, потому что этот учебный процесс сталкивает ребенка с его неуспехом, с тем, что он чего- то не успевает и т.д. (у каждого свое). То есть, он не против самой школы, он пытается избежать неприятных чувств и переживаний относительно себя. Как говорится, нет школы, нет проблемы.

Другая причина – трудности адаптации. Школа это такое специальное место, где ребенок получает знания по необходимым предметам, скажете вы, а я добавлю: а также знания по умению дружить, выходить из трудных ситуаций (споров, конфликтов) без присутствия родителей. Это такая камерная жизнь. Дети тренируются понимать, что они могут сделать в присутствии учителя, в отношении к нему (как статусному взрослому), а что они могут сделать в отношении к соседу по парте (треснуть по голове учебником или поделиться конфетой). Этот навык очень многое дает для последующей жизни — будь то карьера,  любовные взаимоотношения или дружеские. Дети учатся самостоятельно отстаивать себя и прочее и прочее. Отправляя детей в школу, наверное, каждый родитель внедряет в голову ребенка, что нужно учиться, и это так. Ребенок должен учиться. Но, помимо этого, он должен и учиться дружить: мальчики по-своему, девочки по-своему. Если у ребенка есть трудности в общении с кем-либо вообще, или трудности в общении с кем-либо без присутствия родителя это большая проблема. В течение дня в школе происходит многое: один спихнул учебники, другой забрал портфель и сунул его в туалет противоположного пола. Как быть? Что делать? Родители часто воспринимают это как нечто обидное, но глазами ребенка это зачастую просто игра, форма которой взрослому не понятна. Они-то это делают в первую очередь, чтоб один гонялся за другим, потому что это просто весело, это адреналин. И когда ребенок приходит и рассказывает об этом он ждет от взрослого НЕ «да он сам дурак, не дружи с ним», а приходит с вопросом как дружить, как правильно ссориться, как мириться, как определить в какой ситуации за себя постоять, а в какой быть снисходительным к другому. Если ребенок не получает навык, касающийся взаимодействия с другими ребятами, позволяет себе заниматься только учебным процессом (находится в стороне от другой повседневной жизни ребят класса!!!), то естественным будет постепенный отказ от хождения в школу, потому что глубокого понимания относительно необходимости учиться еще нет (в сравнении со взрослым). Согласитесь, если в тот день есть какой-то нелюбимый урок и одновременно с этим хочется рассказать подружке/другу о чем-то, то естественным будет то, что ребенок побежит в школу за последним, не смотря на первое.

Статья получается очень большая, поэтому я остановлюсь на этом, а в следующей статье обозначу еще и другие возможные причины нежелания ребенка ходить в школу.

Ну а сейчас, готова к вопросам и обсуждениям этой темы.

С уважением, Григорьева Д. А.


Поделиться статьёй с друзьям и знакомыми:
Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их автору