Поговорим о смерти…

Тема для беседы, конечно, очень специфическая. Но все же. Этот рабочий год начался с большого количества консультаций на эту тему, в связи с чем и назрела необходимость написать и об этом тоже.

Многие родители или родственники, которые приходят с детьми, которые потеряли близких часто говорят о том, что ребенок никак не отреагировал на смерть (мамы, папы и других) или позволяет себе говорить об этом как-то, с их точки зрения, цинично. И вообще, на самом деле приходят с другим запросом: ребенок стал агрессивным, снятся кошмары, стал часто болеть и прочее и только по ходу разговора узнается, что в семье произошло большое горе. Уважаемые взрослые! Говорю всем, без исключения: дети иначе горюют, дети иначе скорбят. Иначе – это значит не так, как  делают это взрослые люди. Важно понимать, что ребенок растет и созревает постепенно, как снаружи так и внутри. Психологические защиты также формируются постепенно в зависимости от многих факторов. Поэтому, если случается горе они не в силах переработать его. Наверное, поэтому психика детей обращается к формированию различного рода симптомов (чтобы часть недифференцированного напряжения разрядилась).

Еще один момент, который хотелось бы отметить о тех семьях, которые «не говорят», или говорят, что «уехал», «командировка» и прочее и прочее. Безусловно, Вы вправе говорить ребенку что угодно и как угодно, но также должны знать, что в таком случае ребенок начинает находиться в «режиме ожидания» (вплоть до сонливости, вялости, апатии и пр.), постепенно напряжение, связанное с ожиданием накапливается и в последствии повышается вероятность усиления детской импульсивности, а значит и возможных соматических недомоганий и изменения в поведении. Не говоря уже о том, что независимо от пола и возраста ребенок видит и чувствует переживания близких и подозревает о том что что-то не так, что-то что не доступно ему, что-то скрывают. Это, кстати говоря бросает существенное зерно к тому, что ребенок получает предрасположенность к вранью и утаиванию в отношениях с близкими людьми (об этом расскажу в другой статье).

Следующий аспект, в ситуации горюющих взрослых дети стараются держаться собранными, стараются не лезть, не мешаться взрослым. Таким образом, не доставлять еще бОльших проблем. Если отстраниться и посмотреть на такие отношения со стороны, то можно заметить, что ребенок начинает выполнять функцию взрослого в семье (сдержанного, отстраненного, не плачущего и т.д.), а родители – слабого и беззащитного ребенка (плачущего, нуждающегося). Таковы механизмы в психологии семейной системы. И тогда, импульсивность, показывающаяся временами или эмоциональная лабильность  здесь, будет давать ребенку возможность снова вернуться на свое место, на место ребенка, а взрослого снова сделать взрослым. Что бы все было расставлено по своим местам, так как это и должно быть.

Если обратиться непосредственно к пониманию смерти ребенком здесь также можно увидеть свои нюансы. Часто так бывает, что даже если ребенок осведомлен, что кто-то умер, то как будто не предает этому такого значения. Или предлагает откапать умершего или разбудить (особенно, если сказали, что «уснул» «и больше не проснется» и тут же может развиться страх перед своим сном или сном кого либо). Или даже по прошествии времени очень обидеться на маму или папу, которые не пришла на его/ее день рождения. Все почему? Потому что осмысление темы смерти очень трудно для детской психики. Взрослым также очень трудно говорить об этом с ребенком, они начинают использовать различные метафоры. Это все хорошо и, наверное, нужно объяснять так как Вы это можете, то, какие слова и фразы подбираются для этого. Большая трудность для ребенка здесь состоит и будет состоять в том, что уровень символического мышления еще не такой как у взрослого и поэтому уснул – понимается как уснул, улетел — как улетел. Ребенок же видит птичку, которая летает. Она как улетела, так и прилетела. Не правда ли? Поэтому ничего страшного с точки зрения слов ребенка не произошло, все можно вернуть на места, сделать как и было.

Многие бояться травмировать ребенка информацией о случившемся, но не говоря или говоря на том языке, который не понятен ребенку они, сами того не зная, способствуют формированию невроза. А то, какими словами говорить и как, конечно, разбирается индивидуально в зависимости от произошедших обстоятельств, возраста, пола ребенка и прочее и прочее.

С уважением, Григорьева Дарья Алексеевна.


Поделиться статьёй с друзьям и знакомыми:
Если у Вас появились вопросы, Вы можете задать их автору